Социометрия: как обработать результаты. социометрия: обработка данных и интерпретация результатов

Содержание:

Основные типы

Существует несколько видов рекламы на Twich. Один из них – прямое вхождение в трансляцию. Также сервис позволяет размещать баннеры на стримах пользователей. Блогер в этом случае получает доход за каждую минуту размещения объявления. Новый активный зритель – плюс к заработку.

Прямая реклама на канале

Несколько лет назад промоушен был доступен крупным компаниям с большим бюджетом. Размещать баннеры могли те стримеры, которые имели официальную подписку от Twich. А это подразумевает соблюдение правил, рекомендаций платформы и выполнения достижений.

Сегодня условия стали проще. Платить за показ можно меньше, доступна система учета просмотров.

Реклама через «Твич»

Нередки случаи, когда пользователи жаловались на многочисленные баннеры, ролики и вынуждены были устанавливать программы блокировки рекламы.

В 2018 г. в Twich запустили технологию SureStream, которая минует блокировщики. Подобную вставку зритель не сможет остановить или выключить, потому что картинка или текст со ссылкой встраивается в видеопоток. Продолжительность такой рекламы в стриме – от 15 до 30 секунд.

К этой категории относятся еще и крупные медиа-конвенты, и спонсорские мероприятия, и состязания. Они как организовывают трансляции, так и покупают рейтинговые стримы для своих проектов.

Технология SuperStream используется на Твиче.

Критика

Сегодня социометрические методы, основанные на гуманистическом признании права свободной личности на свободный выбор, получили всеобщее признание теоретиков и практиков:

   Л.И. Божович: "Перед нами работа, которую прежде всего характеризует добротность. Автор действительно является создателем нового направления в современной социальной психологии, которая связана с изучением личных взаимоотношений в группе и коллективе.Работа поражает обилием научных результатов."
   А.В. Петровский: "Обращение к социометрии-не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как "экспресс-прием" изучения групп чрезвычайно удобен."

Но не все социологи и психологи поддерживают этот метод:

   Я.Л. Коломинский: "Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых."

Параметрическая процедура

Во втором варианте ограничивается число выборов. Например, члены группы могут назвать только строго фиксированное число фамилий. Если в коллективе двадцать человек, каждому предлагается выбрать, например, только четыре или пять фамилий. Этот эффект называется лимитом выбора или социометрическим ограничением, и нужно сказать, что надёжность данных значительно повышается, одновременно облегчая статистическую обработку полученного материала. Испытуемые более внимательно относятся к ответам и чисто психологически чувствуют себя ответственными за свой выбор, а потому практически никогда не лукавят, действительно отмечая только тех людей, которые соответствуют в их представлении предлагаемым ролям — товарища по работе, лидера или партнёра.

Также более точным получается и отрицательный социометрический статус. Лимит выборов вероятность случайных ответов сводит практически к нулю, а также помогает стандартизировать условия исследований, если даже группы в одной выборке имеют различную численность. Всё это даёт возможность сопоставлять материалы различных групп. Сейчас принято считать, что в коллективах до двадцати пяти человек минимальной величиной социометрического ограничения должны быть четыре или пять выборов.

Социометрическая теория Дж. Морено

Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены

Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук

На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.

Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.

Проведение социометрии среди младших школьников

Анкета

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.

Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты

Важно только ваше мнение»

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.

Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора – ценной для ребёнка. Например:

  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

Вариант 1.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Выбор 1.______________________________________

Выбор 2.______________________________________

Выбор N ______________________________________

Вопрос 2:____________________________________

Ответ: …

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

Вопрос 2: ____________________________________

Ответ: …

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.

3. Добавление выборов, заполнение и редактирование анкет

Галочка в столбике «изменить» говорит о том, что сейчас мы редактируем выборы этого человека, когда мы её снимем, выборы сохранятся, и появится «да» в столбике «заполнялись ли выборы?» напротив фамилии:

Заполняем выборы. Положительные подсвечиваются зеленым, отрицательные желтым. Если проставили выбор ошибочно, ставим точечку в столбике «снять», выбор снимется:

Если оказалась, что у Вас старый список группы, а кто-то выбыл, то его можно удалить из исследования, или добавить того, кто прибыл:

Важно! Можно переименовывать испытуемых.
В момент заполнения выборов, ФИО испытуемого становится редактируемым:

Социометрическая структура группы

Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.

Социометрические статусы

Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.

Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.

Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.

Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.

Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.

«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.

«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.

Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.

Микрогруппы в социометрической структуре

Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.

Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.

С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.

Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.

Как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подразумевает понимание сущности сплоченности в рамках принципа деятельности.

Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения (ЦОЕ).

Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т. е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону может быть только мнение, но не реальная деятельность).

Вторая часть исследования дала довольно любопытный результат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности (Донцов, 1979).

В ходе развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

История

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Якобом Морено – американским психиатром и социальным психологом. Морено изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое и физическое здоровье личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Понимание социометрии Морено оказало огромное влияние на возникновение и развитие социальной теории, практических социальных теорий. Морено пявляется последовательным критиком Фрейда. Он обращается к исследованию психологических межличностных взаимоотношений. Основы социометрической теории были заложены в 1908-1925 годах. Систематическим изложением социометрии стала книга «Кто выживет?» (1934 и 1953). Дж. Морено оказал огромное влияние на развитие социологии, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Социометрия оказала влияние на другие отрасли социологии: психиатрию, антропологию и др. Морено это влияние называл «социометрическим движением». Можно утверждать, что социометрия может использоваться как универсальный язык гуманитарных (субъективных) наук.

Также Морено была написана книга «Основы социометрии», первая часть ее называлась «Социометрическая система». Морено рассматривает социометрическую систему как часть большой системы. “Вышестоящий принцип,— пишет Морено,— есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, связанными между собой. Социономия – наука о социальных законах, социодинамика – наука о социальных группах. Социометрия же является наукой об измерении межчеловеческих отношений.

Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроско­пические и микроскопические. Система социометрии содержит три элемента: социус, измерение и драму. Из этого можно вывести три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения, исследование действия.

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956—1966 гг. и позднее).

Однако данный подход неоднократно подвергался критике со стороны других исследователей. (Десев Л., Ядов В.А.) Но, наряду с этим, социометрия получила широкое распространение среди психологов как отечественных, так и зарубежных. В отечественной психологии внедрение социометрии связано с такими именами как Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов и т.д.

Исследователи рассматривали социометрию как метод изучения отношений в производственных группах и в педагогических системах. Например, Е.С. Кузьмин с помощью социометрии изучал отношения в рабочих группах, эффективность совместной деятельности членов группы. Он предложил измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские, производственные и т.д.). Другие ученые использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман, использовали социометрию для изучения взаимоотношений внутри школьных классов. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.

Но социометрию изучали не только как метод психологических исследований, но и как социальную теорию. Акцент на этом делал болгарский ученый Любен Десев. Но на его трактовку теории повлияла марксистко-ленинская идеология, приверженцем которой он являлся. Однако стоит отметить, что в своих работах он подробно останавливается на работах основоположника метода Дж. Морено, а также предлагает анализ литературы, посвященный изучению проблем отношений в малых группах. Десев представляет нам сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон социометрии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследователи больше внимания уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.

Общая характеристика социометрии

Для получения достоверных данных важны не только результаты социометрии. Во-первых, нужно собрать предварительную информацию об исследуемой группе. Во-вторых, подготовить вопросы и провести, собственно, сам социометрический опрос. В-третьих, следует проанализировать и проинтерпретировать полученные данные во время опроса. Конечно, этот метод предусматривает использование и других способов, таких как наблюдение и статистическая обработка социометрии.

Важный момент, который нужно помнить в процессе составления вопросов, заключается в том, что они должны быть не абстрактными, а конкретными, отражающими какую-нибудь настоящую ситуацию. Социометрия проводится в коллективах, где коллеги давно работают вместе и владеют достаточной информацией друг о друге. По временным характеристикам – работают около шести месяцев. Размер исследуемой группы – 12-15 человек.

Участие в социометрическом исследовании только добровольное. Предварительно обсуждаются правила поведения респондентов на психологических экспериментах. Ответы должны быть честными, ведь они будут касаться эмоциональной стороны взаимоотношений в коллективе. Бывает так, что респондент имеет трудности в процессе заполнения бланка или не хочет отвечать вообще. Помните, что это его право. Но даже такой результат важен, как говорит методика (социометрия). Как обработать результаты в этом случае? Выпустить из общего итога этого испытуемого и провести с ним индивидуальную беседу, чтобы разобраться в причине отказа.

Характеристика социометрического метода

Исследования такого рода позволяют совершенствовать отношения в любом коллективе. Но в то же время – это не совсем радикальный метод разрешения внутренних проблем группы, поэтому чаще всего их стоит искать не в антипатии или симпатии членов группы друг к другу, а в более глубинных источниках.

Социометрический метод исследования осуществляется в виде постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, респондент делает выбор конкретных членов своей группы, которых он предпочел бы другим в условиях определенной ситуации.

Возможны варианты индивидуальных или групповых тестирований. Это зависит от возраста испытуемых и содержания поставленных задач. Но, как правило, чаще используется групповая форма исследования.

В любом случае социометрический метод в изучении группы позволяет установить динамику внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.

Bootstrap 3 Tutorial

Обработка результатов

Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:

  1. Таблица или социоматрица.
  2. График или социограмма.
  3. Индексы. Подбираются на основе целей исследования.

В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».

Таблица

Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.

Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):

    1 2 3 4 5 6
1 Иванова х +
2 Петров х
3 Сидоров х
4 Комарова х
5 Макаров х +
6 Пупков + + х

Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого
1 А. 1 3 3 2
2 Б. 2 2 2 3
3 В. 3 3 3
4 Г. 1 1 2
5 Д. 2 3 3
6 Е. 3 3 3
7 З. 1 3 2 3
8 И.
9 К. 2
10 Л. 1 1 2 1 1 3
11 М. 2 1 1 2 3
Кол-во выбор 5 7 6 7 10 7 4 16 11 12 79
Кол-во взаимных выборов 1 1 1 1 0.5 4.5

Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.

График

Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.

Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:

  1. Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
  2. Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
  3. Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
  4. Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.

При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:

Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Индекс

Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).

Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:

  1. Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
  2. Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.

В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:

  1. Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
  2. Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
  3. Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
  4. Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.

При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.

Проведение социометрического теста

Подготовительные работы

Для изучения выбирается группа лиц разного возраста, состоящая из членов детских, школьных и взрослых коллективов, внутри которой наблюдается определенное психологическое общение и социальное взаимодействие. Критерии социометрического выбора, в результате которого индивидуум определяет лидера или жертву, определяются в зависимости от возраста членов группы и задач, поставленных в начале исследования.

Результаты определяются после проведения опроса в виде социометрического теста. Критерии могут выступать в виде неформального или формального содержания. Формальное исследование имеет целью выявить межличностные отношения в рамках общей деятельности группы, для которой она создавалась. Неформальное содержание проявляет эмоциональные связи, возникающие для проведения досуга, но не влияющие на основную совместную работу.

Инструктор перед началом социометрического опроса проводит разъяснение по вопросам цели изучения отношений, подчеркивая важность правдивости полученных данных, показывает пример выполнения работы, дает гарантию тайны проявления симпатий или антипатий к другим членам общества. Для наиболее полного отбора критериев проведения опроса программа диктует обязательное предварительное ознакомление со специфическими чертами групповой деятельности

Порядок проведения социометрии по рекомендациям Дж. Морено

Стандартная схема проведения опроса заключается в следующем:

  • главные положения и гипотезы опроса отдельных участников формируются после определения исследовательских задач и выбора объектной группы для изучения;
  • полная анонимность рассматривается, как критерий, тянущий исследование по пути малой эффективности;
  • требование инструктора публично проявить свои антипатии и симпатии нередко приводит к затруднениям с ответами и нежеланию некоторых участников продолжать социометрический опрос;
  • выбранные критерии и вопросы заносят в карточку, разработаны также варианты устного ответа в виде интервью;
  • участвующая в социометрии личность обязана отвечать на вопросы, выбирая тех, кого бы она могла считать лидером или морить отверженного неадекватным поведением.

Примеры вопросов

Члены изучаемого коллектива отвечают на вопросы, проявляющие их антипатии и симпатии друг к другу или к формальным или неформальным лидерам:

  • нужно написать на листке под первым номером данные лидера, которого бы участник видел в руководстве в первую очередь;
  • на вопрос под цифрой два указать ответ, кого бы испытуемый сделал лидером в случае отсутствия человека под цифрой один;
  • под цифрой три указывается фамилия человека, кого бы член коллектива видел в руководстве при отсутствии первого и второго кандидатов.

Вопросы о личных отношениях в группе задаются в том же порядке. Если имеются сомнения в правильности ответов, или исследование не выявляет социометрических данных, то опрос проводится в коллективе несколько раз до получения достоверной информации, при этом вопросы задаются другие, например:

  • кого бы из своих сотрудников участник попросит о помощи в первую очередь?
  • кого из них член коллектива никогда не попросит о помощи?
  • с которым из членов группы он бы поехал в долгую командировку?
  • с кем бы участник отказался работать в командировке?
  • кого бы член коллектива сделал руководителем?
  • кого он не видит в руководящей должности, а, наоборот, изводит плохим отношением?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector