Развитие мышления

Содержание:

Диагностика мышления

Существуют различные методики диагностики мышления.

  1. Диагностика наглядно-действенного мышления. Пример: методика «Кубик Рубика». Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить (например, на любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета).
  2. Диагностика наглядно-образного мышления. Пример: методика «Лабиринт». Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
  3. Диагностика понятийного мышления. Пример: методика «Определение понятий». Ребенку предлагаются наборы слов и инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Большинство методик диагностики понятийного мышления направлены на выявление уровня различных мыслительных операций: обобщения, сравнения и т.п.

Как развить креативное мышление

Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас. 

1. Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление: 

  • поменять место действия в известной сказке, 
  • переписать концовку рассказа, 
  • изменить характер главного персонажа в книге. 

Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий. 

2. Игры и занятия на творчество и логику

Развитию креативного мышления у детей способствует: 

  • рисование и лепка, 
  • конструкторы и пазлы, 
  • головоломки и задачи на логику, 
  • шахматы и другое. 

3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает: 

  • для чего предназначен предмет, 
  • из какой он сферы, 
  • как используется. 

Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи. 

4. Упражнение «Ассоциации» 

Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.

Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления. 

Видео

Признаки мышления

Упражнения для тренировки и развития творческого мышления

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот». По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка». Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка. Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это». При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления

При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

Развитие креативного мышления

Любая способность, данная человеку с рождения, имеет перспективу развития. Развитие креативного мышления происходит в несколько этапов.

Креативность можно и нужно развивать

Этапы развития креативного мышления:

  • пробуждение;
  • имитация;
  • связи;
  • трансформация.

Первый этап развития креативности приходится на дошкольный возраст и возраст начальных классов, он является неспециализированным. Вторая фаза приходится на пубертатный период и отличается уклоном на оригинальное творчество. Развитие креативности имеет максимальный темп с возраста ученика младших классов и до окончания подросткового периода. На этих этапах очень важна поддержка родителей.

Нахождение определителя матрицы

Тест на критическое мышление

Узнав многое про критическое мышление, вам, наверное, уже интересно скорее узнать, а обладаете ли вы такой способностью. Готова вам предоставить инструмент для этого – Тест на критическое мышление. Вам предстоит ответить на 14 интересных и запутанных вопросов.

Мне стало очень интересно, развиваюсь ли я, и, о чудо, получила результат 86,36 %! Как пишется в результатах, это довольно высокий и нечастый уровень. Могу сказать, что результаты меня порадовали!

Советую прямо сейчас пройти этот тест – очень занимательное занятие. Я вам скажу, это хорошая диагностика ваших мыслительных способностей.

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Статичные упражнения

Эти игры можно использовать во время урока, сидя за партой. В некоторые из них можно играть командами, например, по рядам.

Зеркало

Двое человек поворачиваются друг к другу. Задача одного – представлять, что он смотрит в зеркало. И при этом делает какое-то свое обычное действие. Например, чистит зубы или причесывается. А второй должен зеркально отражать все движения партнера.

Важно не опаздывать и делать все одновременно. Для этого надо соблюдать условия:. — ведущему нужно начинать с очень медленных действий;

— ведущему нужно начинать с очень медленных действий;

— «зеркалу» необходимо быть очень внимательным, стараться чувствовать и предугадывать все движения партнера, чтобы точно их отразить.

Через 3-4 минуты водящий и «зеркало» меняются местами.

«Да и нет не говори»

Старая детская игра, которая помогает быть внимательным в своей речи. Начинаем упражнение с присказки: «черный, белый – не носи, да и нет – не говори!». Эти слова теперь запрещены в использовании.

Дальше сами, а потом кто-то из ребят, начинайте задавать всем по очереди вопросы. Задача ведущего – спровоцировать на ответ с использованием одного из запрещенных слов.

Например:

— Какого цвета платье ты наденешь на свою свадьбу?

— Бежевое.

— А тебе идет это цвет?

— Вполне.

— Это платье должно быть длинным?

—  Да…ой!

Играть в игру можно, пока не начнет затихать интерес учащихся.

3 круга внимания

Это упражнение не такое веселое, как предыдущие, но очень важное. Оно является одним из базовых упражнений в системе Станиславского

Ребята научатся не только сосредотачиваться на чем-то одном, но и быстро переключать внимание. С этим у многих учеников  тоже бывают сложности

1 круг  внимания – сам человек и всё, что на нём

2 круг внимания – то, что находится рядом с ним. Обычно мы предполагаем соседа по парте или просто ближайшего человека.

3 круг  внимания – все помещение и все предметы в нём.

Ведущий просит ребят сначала обратиться к 1 кругу. И найти на себе любой объект для изучения. Это может быть пуговица, родинка, ленточка и т.д. Теперь в течение минуты (чем младше дети, тем меньше) нужно не отрываясь смотреть на этот объект. Необходимо хорошенько изучить его, а также найти в нем что-то интересное, чего раньше не замечали. Например, родинка может оказаться похожей на цветок.

Дальше переходим ко 2 кругу. Изучаем любую деталь на другом человеке – резинку для волос, указательный палец и т.д. Стараемся сделать какие-то интересные наблюдения.

Для 3 круга находим любой предмет в отдалении. Часы, часть узора обоев, ручка на двери и т.д. Также изучаем минуту.

Следующий этап задания – это быстро переходить с одного круга на другой по хлопку и команде ведущего. Предмет каждый раз нужно выбирать новый.

Долго делать это упражнение не стоит, так как дети могут устать и потерять интерес.

В конце обязательно надо обсудить, что нового и интересного участники открыли в обычных предметах. Похвалите тех, кого посетили интересные творческие мысли. Хорошо, если вы вместе с ребятами придете к выводу, что внимательность – это ключ к новым открытиям и вдохновению.

Печатная машинка

Это тоже знаменитое упражнение из системы Станиславского. Оно  требует полного сосредоточения внимания.

Между детьми распределяются буквы. По одной или по несколько – это зависит от количества участников.  Теперь дети должны «напечатать» сначала слова, а потом целую фразу.

Правила такие:

  • печатание обозначается хлопком в ладони (хлопает тот, чья буква идет по порядку);
  • в конце слова все играющие встают;
  • в конце фразы – дружный хлопок;
  • если во фразе есть запятая, в этом месте все топают ногой;
  • если кто-то сбился, «печать» слова или фразы начинается сначала.

Например, вы называете слово «кот». Дети, за которыми закреплены буквы «к», «о» и «т» хлопают по очереди

Важно делать это без задержки и заминки. После буквы «т» все участники встают со своих мест

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Игры

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Какие игры будут эффективны:

Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
Пазлы

Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
Настольные игры

Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Как готовиться к ЕГЭ по русскому и на что обратить внимание

Как развить мышление?

Для того, чтобы развить своё мышление, необходимо систематически прорабатывать каждую из перечисленных выше составляющих, совершенствуясь в таких направлениях как:

критическое мышление (умение анализировать ситуацию, разбивая её на отдельные факты, сравнивая и сопоставляя их, определяя их правдоподобность и достоверность);
способность к синтезу (умение объединять большое количество фактов в одну комплексную сущность, объект или процесс);
умение сравнивать события и факты, находя значимые различия и сходства;
способность к классификации (важный навык, необходимый для запоминания новой информации);
абстрагирование (выделение ключевых характеристик и отбрасывание несущественных);
умение обобщать (собирать разрозненные предметы в группы, объединяя их по общим признакам);
умение конкретизировать (концентрировать внимание на конкретном образе).

Развиваясь во всех перечисленных направлениях, можно значительно повысить качество тактического и стратегического мышления, что позволит в будущем лучше планировать свои действия на пути к цели. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений. Мы рассмотрим 10 из них, для которых не требуется особых навыков и специальных инструментов – достаточно вашего желания и целеустремленности.

Логика наука о понятийном мышлении

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления. Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться. Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

  1. «Инженерная эвристика» (Д. Гаврилов) – книга о мышлении, которая помогает научиться правильно думать, решать сложные задачи, выстраивать умозаключения.
  2. «Логика и тактическое мышление» (Ч. Филлипс) – позволяет качественно натренировать свой мозг для правильного решения любых вопросов.
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» (М. Крогеруса, Р. Чеппелер) – книга, помогающая находить решения в любых ситуациях.

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи

Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А

Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Психологические тренажеры

Конечно, команда BrainApps не могла упустить из виду необходимость развития аналитического мышления. У нас вы найдете огромное количество игр и тренажеров, которые направлены на развитие в том числе и логики. Есть задачи на быстрое принятие решения, поиск оптимального ответа, на восстановление полной картины, располагая частностями. Главная особенность нашей площадки – мощная поддержка пользователей. Вы получите:

  • Личного тренера – уникальный специально разработанный механизм построения тренировок согласно вашим целям и способностям;
  • Статистический модуль – возможность проверки в личном кабинете прогресса вашего развития, для еще более эффективных тренировок;
  • Интересные и захватывающие игры, которые придутся по вкусу и взрослым и детям.

Помните, самая лучшая инвестиция – это инвестиция в себя! Ваш интеллект – это величайший феномен, который требует к себе бережного и ответственного отношения. Занимайтесь, и результаты ваших тренировок не заставят себя ждать.

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

  • аналитическое – способность анализировать большое количество фактов, находить сложные взаимосвязи между различными явлениями;
  • логическое – способность правильно сопоставлять факты, определять их значимость и достоверность, делать правильные умозаключения;
  • дедуктивное – умение делать правильные выводы в конкретной ситуации, основываясь на общих знаниях (принцип «от общего к частному»);
  • индуктивное – умение делать правильные общие выводы, основываясь на частном случае (принцип «от частного к общему»);
  • системное – специальный подход к познанию окружающего мира, направленный на упорядочивание и оптимизацию доступных знаний;
  • творческое – особый тип мышления, позволяющий генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, делать открытия.

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам рассматривать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств разрешается назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её существование призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт отказ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут находиться (в присуствии) произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Так-таки абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто именно-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто такой-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (пропорция позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что стократ лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная работенка направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит рассматривать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные поступки, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в будущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная интенсификация в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает наперсник с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мысль объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит сие за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют изобретательно мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Дух имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, же её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Другой вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, безвыгодный стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основополагающий же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю житьё-бытьё.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп получи и распишись сегодня для всех знаков зодиака

Узнайте почему вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Вследствие свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Сие со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Зачем нужно креативное мышление

Креативное мышление нужно для того, чтобы не присвоить себе статус нудного, серого человека, который живет в определенных рамках. Людей, не умеющих мыслить креативно, достаточно много. Они посредственны и способны выполнять ту работу, в которой есть четкий план действий. Как правило, люди, не умеющие мыслить креативно, не обладают лидерскими способностями. Они не умеют вести переговоры, не способны открыть свое дело, не любят фантазировать и т.д. Они скучны, хотя сами себя таковыми могут и не считать. Если человек хочет развиваться в духовном плане, то креативность и здесь играет большую роль. Эта способность помогает обрести смысл в своих действиях, открыть для себя и понять многие жизненные ценности.

Креативно мыслящий человек является хорошим лидером

Использование в бизнесе

В век технологий никакое дело невозможно без рекламы. Так как рынок пестрит товарами и услугами, очень сложно придумать что-то новое, чтобы заинтересовать потребителя. Вот тут на сцену выходят люди с развитым креативным мышлением. Они способны предложить товар покупателю так, чтобы у последнего даже в мыслях не было отказаться. При этом потребитель думает, что совершает покупку продукта или услуги только исходя из личных соображений. Эта способность PR-менеджеров и рекламных агентов очень ценится в бизнесе. Многие работодатели готовы потратить большие деньги, чтобы перекупить ценного сотрудника у фирмы-конкурента.

Людям с нестандартным подходом к ситуации совсем несложно открыть свой бизнес, даже несмотря на то, что все ниши уже давно заняты. Они видят перспективу там, где ее, казалось бы, просто нет. Хочется заметить, что часто такие бизнес-идеи имеют большой успех, хотя и открывать какое-нибудь производство с «0» достаточно страшно, если отсутствует опыт предпринимательства.

Креативность в бизнесе позволяет руководить фирмой не по шаблону, но, придерживаясь определенных правил и законодательства.

Обратите внимание! Именно креативность позволяет четко увидеть проблему и распознать всевозможные пути ее решения. Также люди с незаурядным умом способны быстрее обрабатывать большое количество информации и решать несколько задач одновременно

Что такое абстрактное мышление

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Как развить аналитическое мышление?

Первое, что нужно знать, перед началом работы по саморазвитию, это то, что аналитическое мышление очень тесно связано с логикой. Следовательно, решая задачи на логическое мышление, вы сможете получить аналитический склад ума, переориентировав свое мировоззрение. Решайте задачи, ребусы, кроссворды, сложные головоломки, разгадывайте загадки. В школе мы все получаем базу, особенно на математических предметах. Со временем же, особенно после начала трудовой деятельности, большинство людей забрасывают свое развитие, ошибочно полагая, что работа в себе содержит все условия для улучшения качеств.

Аналитическое мышление развивается у каждого по-разному, с разной скоростью и разными результатами. Особенно аналитический склад ума развивается быстро при изучении иностранных языков, языков программирования, при работе с техникой, сложными механизмами, большими массивами данных.

В современном бизнесе тяжело сказать однозначно, что привело к успешности предпринимателя, его аналитический склад ума, или решение огромного количества задач улучшили способности к мышлению. Однозначно известно то, что навык стратегического видения, прогнозирования результата, работа на достижение различных целей, путем определенных алгоритмов и действий – заслуга аналитического мышления, которое можно и нужно развивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector