Мнемонические приемы запоминания: примеры. как запоминать большие объемы информации

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

На Айфоне

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет:

попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Абсолютные и относительные ссылки в Excel

Память в повседневной жизни

Каждый в жизни сталкивался с ситуацией, когда память подводила в самый ответственный момент. Как же запомнить сведения, которая просто необходима практически ежедневно. Рассмотрим один из таких случаев.

Пришли в аптеку и забыли названия лекарства. Странно будет выглядеть ваше объяснение фармацевту о необходимости приобретения «этих самых» таблеток, «таких красненьких» в «какой-то синей упаковке». Гораздо проще провести ассоциативный ряд и представить картину. Например, фурацилин. Разбейте слово на 2 части и каждому придумайте ассоциацию. Фура + цилиндр = фура везет цилиндры. Конечно, кому-то этот способ покажется полным бредом, однако эффективность его доказана.

Запомнить номера телефонов, дни рождения близких людей, исторические даты и еще много всякой всячины поможет ваша натренированная память. Постоянно давайте ей пищу для размышлений, подкидывайте новые задачи. Поверьте, именно светлый ум станет вашим лучшим другом на долгие годы и подарит краски дорогим воспоминаниям.

Как вместо точек увидеть пароль, используя настройки браузеров?

Как уже говорилось выше, обычно пароли сохраняются в настройках самих браузеров. Поэтому еще одна простая методика для решения проблемы того, как вместо точек увидеть пароль, состоит в просмотре этих параметров.

В Google Chrome нужно в меню настроек перейти к дополнительным параметрам, а в разделе паролей и форм выбрать управление сохраненными паролями. Напротив адреса сайта и пароля со звездочками имеется кнопка «Показать». Нажав на нее, вы и получите исходный вид.

В браузере Mozilla Firefox вопрос того, как вместо точек увидеть пароль, решается аналогичным образом. Но для этого в настройках используется раздел защиты. После нажатия на кнопку сохраненных паролей в новом окне следует использовать кнопку их отображения.

Рекомендации

Школьникам и студентам рекомендуется использовать весь имеющийся потенциал мышления. Желательно не пользоваться шпаргалками и как можно реже использовать интернет для поиска необходимого учебного материала. Надо стремиться воссоздавать нужные сведения самостоятельно с опорой на собственную память.

Любую новую информацию следует пересказывать своими словами, при этом желательно связывать её с приобретёнными ранее знаниями, проводить между ними параллели и ассоциировать с событиями из личного опыта.

Для осмысления объёмных сведений советуют технику чередования. Вначале частично выполняют задания по одному предмету, потом переключаются на другую дисциплину, возвращаясь поочерёдно к предыдущему материалу.

8 законов памяти

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

ProduKey

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях — связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

«Память — это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную
, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую
, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную
, называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную
, память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную
(без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную
(напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную
, действующую всего несколько минут; долговременную
, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную
, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на
процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание
— это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека,
«закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под
действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия»
.

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или
произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по
степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях
запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других
случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное
выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это
запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от
несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от
понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что
второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием
человека, с запасом его знаний

Заучивание — вариант высшей точности
воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется
особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное,
специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его
смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей
материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный
механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию»
. «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании
смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями
запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями»
.

Как помочь мозгу работать продуктивнее

Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

Как помочь мозгу работать продуктивнее:

  • высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
  • не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
  • правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
  • добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
  • не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.

Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».

Запоминание имени и человека

Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.

Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.

Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.

Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.

Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.

Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.

Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.

С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.

Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.

Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.

Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).

Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.

Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.

Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.

Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.

Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти — зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

  • Красная рыба в духовке запеченная
  • Как запечь яблоки в микроволновке
  • Ингаляции при насморке — можно ли делать в домашних условиях. Рецепты растворов для ингаляций при насморке

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание — это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» .

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание — вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется особенно часто

Оно подразумевает «систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов»

Заучивание — вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию» . «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями» .

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

12 лучших способов запомнить информацию

1.От общего к деталям. Человек лучше запоминает информацию, когда видит картину в целом. Поэтому при изучении всего глобального (законов, исторических сражений, химических опытов или при пересказе текста) сперва нужно прочитать все сведения и лишь потом переходить к запоминанию точных данных – формул, определений, персонажей.

2. Приемы мнемотехники. Подходят для того, чтобы хорошо запоминать цифры, а также для усвоения другой информации. Среди приемов мнемотехники наиболее действенны ассоциации, рифмы, параллели с уже известными данными, визуальные схемы.

3. Зрительная память. Отлично подходит, чтобы лучше запоминать слова, математические уравнения, целые абзацы информации. Кому-то достаточно прост несколько раз прочитать кусок текста, другим помогают рисунки, схемы, ментальные карты – любая визуализация.

4. Маркирование. Чтобы лучше запоминать прочитанное, необходим конспект с пометками. В советских школах учителя заставляли прорабатывать литературные тексты с карандашом в руке и многие из старшего поколения помнят классику со школьной скамьи именно из-за этого. Маркером можно выделять важные абзацы и тезисы в тетрадях, методичках, распечатках. Мозг лучше запоминает данные, выделяющиеся среди остальных, поэтому данный рецепт – идеальный метод для обработки больших информационных объемов и их запоминания.

5. Дозирование и чередование. Когда нужно запомнить огромный объем разной информации необходимо ее дозировать , чередовать. Причем можно чередовать с другими предметами и сведениями или же с физической активностью. В этом отлично поможет техника Помидоро и правильные настройки таймера. Лучше всего разделить все данные на блоки и тратить на их освоение по 20-30 минут. Чередовать лучше несмежные предметы (математику и историю), а также умственные и физические нагрузки.

6. Троекратное повторение. Чтобы лучше запоминать, повторяйте любой материал трижды. Первый раз через 5-10 минут после изучения, второй – через 2-4 часа, третий – через сутки. Рецепт проверенный и дает гарантию качественного запоминания.

7. Побудьте в роли учителя. Бытует мнение: сделал – лучше запомнил. Но алгоритм «рассказал – запомнил» работает не хуже. Рассказывайте все полученные сведения – кому-нибудь или даже самому себе, и это принесет отличные плоды.

8. Умейте сконцентрироваться

Чтобы лучше запомнить правило или стих, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Если с концентрацией есть проблемы, стоит освоить несколько упражнений для работы над вниманием

9. Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух.

10. Добавьте впечатлений. Память – интересная вещь и не всегда знаешь, как лучше запоминать. Например, хорошо работает эмоциональное восприятие. Чем больше эмоций вызывают те или иные данные, тем крепче они сохранятся в голове. Именно поэтому экспериментировать – это не плохо. Учитесь необычными способами и в необычных местах – помогает!

11. Мотивация. Как лучше запоминать материал? Найти вескую причину и необходимость его запомнить. Если подумать и четко осознать все преимущества освоения материала, учиться станет проще.

12. Без перегрузок! Что делать – чтобы лучше запоминать? Заниматься умеренно. Даже если до экзамена остались сутки, можно успеть подготовиться – выучите главные тезисы и исключите мелкие детали.

Память легко тренируется. И если уделять запоминанию больше внимания, то постепенно мозг начнет усваивать огромные объемы информации без серьезных усилий и стараний.

Интересно почитать:

Запоминание чисел

Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным «положением на музыку». Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса «Иринео Фунес, чудо памяти». Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.

При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

Спящий режим (гибернация)

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один – карта, два – стакан, три – птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Всё расскажет консоль

Разделяй и властвуй

Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации

Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.

Заключение

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2

Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным

Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector