Javascript

Блоки кода и циклы, IIFE

Предыдущие примеры сосредоточены на функциях. Но лексическое окружение существует для любых блоков кода .

Лексическое окружение создаётся при выполнении блока кода и содержит локальные переменные для этого блока. Вот пара примеров.

В следующем примере переменная существует только в блоке :

Когда выполнение попадает в блок , для этого блока создаётся новое лексическое окружение.

У него есть ссылка на внешнее окружение, так что может быть найдена. Но все переменные и Function Expression, объявленные внутри , остаются в его лексическом окружении и не видны снаружи.

Например, после завершения следующий не увидит , что вызовет ошибку.

Для цикла у каждой итерации своё отдельное лексическое окружение. Если переменная объявлена в , то она также в нём:

Обратите внимание: визуально находится снаружи. Но конструкция – особенная в этом смысле, у каждой итерации цикла своё собственное лексическое окружение с текущим в нём

И так же, как и в , ниже цикла невидима.

Мы также можем использовать «простые» блоки кода , чтобы изолировать переменные в «локальной области видимости».

Например, в браузере все скрипты (кроме ) разделяют одну общую глобальную область. Так что, если мы создадим глобальную переменную в одном скрипте, она станет доступна и в других. Но это становится источником конфликтов, если два скрипта используют одно и то же имя переменной и перезаписывают друг друга.

Это может произойти, если название переменной – широко распространённое слово, а авторы скрипта не знают друг о друге.

Если мы хотим этого избежать, мы можем использовать блок кода для изоляции всего скрипта или какой-то его части:

Из-за того, что у блока есть собственное лексическое окружение, код снаружи него (или в другом скрипте) не видит переменные этого блока.

В прошлом в JavaScript не было лексического окружения на уровне блоков кода.

Так что программистам пришлось что-то придумать. И то, что они сделали, называется «immediately-invoked function expressions» (аббревиатура IIFE), что означает функцию, запускаемую сразу после объявления.

Это не то, что мы должны использовать сегодня, но, так как вы можете встретить это в старых скриптах, полезно понимать принцип работы.

IIFE выглядит так:

Здесь создаётся и немедленно вызывается Function Expression. Так что код выполняется сразу же и у него есть свои локальные переменные.

Function Expression обёрнуто в скобки , потому что, когда JavaScript встречает в основном потоке кода, он воспринимает это как начало Function Declaration. Но у Function Declaration должно быть имя, так что такой код вызовет ошибку:

Даже если мы скажем: «хорошо, давайте добавим имя», – это не сработает, потому что JavaScript не позволяет вызывать Function Declaration немедленно.

Так что, скобки вокруг функции – это трюк, который позволяет показать JavaScript, что функция была создана в контексте другого выражения, и, таким образом, это функциональное выражение: ей не нужно имя и её можно вызвать немедленно.

Кроме скобок, существуют и другие пути показать JavaScript, что мы имеем в виду Function Expression:

Во всех перечисленных случаях мы объявляем Function Expression и немедленно выполняем его. Ещё раз заметим, что в настоящий момент нет необходимости писать подобный код.

Инструменты документирования кода

Документирование кода превращает ваше приложение в «стеклянную коробку», показывая, как работает тот или иной фрагмент кода. Инструменты автоматического документирования кода описывают функции и их назначения, что позволяет экономить время на анализе и понимании кода в будущем.

  • Swagger — это набор правил и инструментов для описания API. Инструмент представляет собой языконезависимую утилиту. Это значит, что Swagger создаёт чёткую документацию, которая читается одинаково хорошо как человеком, так и машиной, позволяя автоматизировать процессы зависящие от API.
  • JSDoc — набор инструментов, автоматически создающий многостраничную текстовую документацию (HTML, JSON, XML и т. д.)  из комментариев из исходного кода на JavaScript. Это приложение может пригодиться для управления крупномасштабными проектами.
  • jGrouseDoc (jGD) — это гибкий инструмент с открытым исходным кодом, который позволяет разработчикам генерировать API из комментариев из исходного кода на JavaScript. jGD документирует не только переменные и функции, но и пространства имён, интерфейсы, пакеты и некоторые другие элементы.
  • YUIDoc — приложение, написанное на NodeJS. Оно использует синтаксис, подобный тому, который применяется в Javadoc и Doxygen. Также инструмент может похвастаться поддержкой предварительного просмотра в реальном времени, расширенной поддержкой языка и продвинутой разметку.
  • Docco — бесплатный инструмент для документации, написанный на «литературном» CoffeeScript. Он создаёт HTML-документ для отображения ваших комментариев, чередующихся с кодом. Следует отметить, что инструмент поддерживает не только JavaScript, но и другие языки. Например, Python, Ruby, Clojure и прочие.

Как скачать и установить

Сначала мы рассмотрим, как включить ЯваСкрипт в различных обозревателях, а потом предложим подробную пошаговую инструкцию, в которой будет рассказано, как бесплатно скачать данный язык программирования для вашего компьютера или ноутбука.

Включение JavaScript в браузере

Итак, переходя к делу, давайте разберемся, как активировать JavaScript в Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla Firefox или Opera.

Google Chrome

Начинать мы будем именно с данного обозревателя. Наряду с браузером от Яндекс он занимает первые позиции в списке популярности. Итак, для того чтобы активировать JavaScript придерживаемся следующей пошаговой инструкции:

  1. В верхнем правом углу окна жмем по кнопке с изображением трех вертикальных точек. В появившемся списке выбираем пункт настроек.
  1. Когда настройки браузера запустятся, в левой части окна кликаем по пункту с названием «Конфиденциальность и безопасность».
  1. Дальше выбираем пункт, обозначенный на скриншоте красной рамкой. Возможно, для того чтобы его найти, список опций браузера придется немножко прокрутить.
  1. В появившемся списке выбираем ЯваСкрипт. Прямо здесь видно, что данная библиотека активна в браузере. Соответственно, если у вас она будет отключена, вместо «Разрешено» вы увидите слово «Запрещено».
  1. Тут при помощи переключателя, который вы видите на картинке ниже, можно глобально включить или отключить запуск JavaScript в Google Chrome. Также присутствует возможность отдельно создать правило для каких-либо сайтов. Например, если мы хотим, чтобы JavaScript был запрещен на определенном ресурсе, просто добавляем его URL в список «Блокировать». Или, наоборот, если нужно запретить JavaScript везде, но разрешить его на одном или нескольких сайтах, прописываем их адреса в разделе «Разрешить».

Яндекс.Браузер

Теперь давайте разбираться, как сделать то же самое в Яндекс.Браузер. Поступить следует таким образом:

  1. Как и в предыдущем варианте, мы переходим к настройкам обозревателя, кликнув по иконке, обозначенной цифрой «1». Сразу же появится выпадающее меню, в котором нам следует нажать по пункту настроек.
  1. На следующем этапе, воспользовавшись левой боковой колонкой, переходим к разделу «Сайты». Прокручиваем появившееся содержимое немного ниже и выбираем пункт расширенной настройки сайтов.
  1. Далее при помощи триггера с названием ЯваСкрипт либо включаем, либо отключаем использование данной программной библиотеки. Как и в Google Chrome, тут есть дополнительный функционал, который станет активным после нажатия на ссылку настройки сайта.

Mozilla Firefox

Рассмотрим еще один очень популярный браузер, который использует чуть ли не 30% всего населения земного шара. Работать с данным обозревателем нужно так:

  1. Сначала мы открываем настройки браузера, прописав в его адресной строке «about:config» и нажав «Enter».
  1. Далее нас предупредят о том, что все настройки, к которым мы пытаемся получить доступ, являются скрытыми и при неумелом обращении могут нарушить нормальную работу браузера. Подтверждаем свое намерение, кликнув по кнопке, обозначенной на скриншоте.
  1. На следующем этапе, воспользовавшись поиском, прописываем команду, обозначенную цифрой «1», а потом делаем двойной левый клик по надписи «True», отмеченной двойкой.
  1. В результате JavaScript в Mozilla Firefox отключиться и вы увидите надпись «False». Соответственно, для того чтобы включить программную библиотеку необходимо, опять же, произвести двойной левый клик по ней.

Opera

Последний браузер, о которой мы сегодня будем говорить, тоже предусматривает возможность отключения JavaScript. Рассмотрим, как это делается:

  1. Сначала мы жмем по кнопке, обозначенной на скриншоте ниже красной рамкой. В результате откроется список, в котором необходимо будет выбрать пункт настроек.
  1. Дальше переходим в раздел «Дополнительно» и находим пункт, обозначенный на картинке ниже. Здесь мы видим переключатель, который находится в активном положении и тем самым разрешает использование JavaScript на всех сайтах. Если его перевести в положение «Отключено», данный язык программирования перестанет проигрываться на всех либо выбранных страничках.

А теперь, когда мы разобрались с включением и отключением JavaScript во всех популярных браузерах, давайте переходить к инструкции о том, как его бесплатно скачать для Windows и начать пользоваться.

↑ Раздача интернета по Bluetooth

  1. Опять же заходим в «Настройки».

  2. Раздел «Wi-fi и Интернет».

  3. Далее нужно тапнуть на «Точка доступа и модем».

  4. Здесь выбирают «Bluetooth-модем».

Как его включить:

  1. Кнопка «Пуск».
  2. «Панель управления».
  3. «Устройства и принтеры». Здесь жмут «Добавление устройства», после чего начинается поиск гаджетов с активированной беспроводной технологией.
  4. В окне появится иконка телефона – с него и будет происходить раздача интернета. Жмут на него, после чего появляется окно, куда требуют ввести 6-значный код.
  5. В это время на экране смарта появится сообщение в виде запроса для сопряжения двух девайсов, вместе с кодом.
  6. Пользователь соглашается, тем самым «разрешает» использовать мобильник как блютуз-модем.
  7. На появившуюся на мониторе иконку жмут правой кнопкой мыши и выбирают «Подключаться через», «Точка доступа».

Инструменты отладки

Отладка кода — довольно трудоёмкий и поглощающий время процесс для JavaScript-разработчиков. Инструменты для отладки кода будут особенно полезны при работе с тысячами строк кода. Многие из инструментов отладки обеспечивают довольно точные результаты.

  • JavaScript Debugger — инструмент от сообщества разработчиков Mozilla (MDN), который может быть использован как автономное веб-приложение для отладки кода в разных браузерах. Firefox предлагает локальные и удалённые функциональные возможности, а также возможность отладки кода на Android-устройстве с помощью Firefox для Android.
  • Chrome Dev Tools — набор инструментов, включающий в себя несколько утилит для отладки кода JavaScript, редактирования CSS и тестирования производительности приложений.
  • ng-inspector — кроссбраузерное расширение, которое призвано помочь разработчикам с написанием, пониманием и отладкой приложений на AngularJS. Утилита поставляется с обновлениями в реальном времени, подсветкой DOM, прямым доступом к областям, моделям и прочим элементам приложения.
  • Augury — расширение для браузера Google Chrome и отладки приложений на Angular 2. Оно позволяет разработчикам приложений на Angular 2 напрямую анализировать структуру приложения и рабочие характеристики, а также позволяет обнаружить изменения.

Языки «над» JavaScript

Синтаксис JavaScript подходит не под все нужды. Разные люди хотят иметь разные возможности.

Это естественно, потому что проекты разные и требования к ним тоже разные.

Так, в последнее время появилось много новых языков, которые транспилируются (конвертируются) в JavaScript, прежде чем запустятся в браузере.

Современные инструменты делают транспиляцию очень быстрой и прозрачной, фактически позволяя разработчикам писать код на другом языке, автоматически преобразуя его в JavaScript «под капотом».

Примеры таких языков:

  • CoffeeScript добавляет «синтаксический сахар» для JavaScript. Он вводит более короткий синтаксис, который позволяет писать чистый и лаконичный код. Обычно такое нравится Ruby-программистам.
  • TypeScript концентрируется на добавлении «строгой типизации» для упрощения разработки и поддержки больших и сложных систем. Разработан Microsoft.
  • Flow тоже добавляет типизацию, но иначе. Разработан Facebook.
  • Dart стоит особняком, потому что имеет собственный движок, работающий вне браузера (например, в мобильных приложениях). Первоначально был предложен Google, как замена JavaScript, но на данный момент необходима его транспиляция для запуска так же, как для вышеперечисленных языков.
  • Brython транспилирует Python в JavaScript, что позволяет писать приложения на чистом Python без JavaScript.

Есть и другие. Но даже если мы используем один из этих языков, мы должны знать JavaScript, чтобы действительно понимать, что мы делаем.

Примеры методов

Для начала давайте научим нашего пользователя здороваться:

Здесь мы просто использовали Function Expression (функциональное выражение), чтобы создать функцию для приветствия, и присвоили её свойству нашего объекта.

Затем мы вызвали её. Теперь пользователь может говорить!

Функцию, которая является свойством объекта, называют методом этого объекта.

Итак, мы получили метод объекта .

Конечно, мы могли бы заранее объявить функцию и использовать её в качестве метода, примерно так:

Объектно-ориентированное программирование

Когда мы пишем наш код, используя объекты для представления сущностей реального мира, – это называется объектно-ориентированное программирование или сокращённо: «ООП».

ООП является большой предметной областью и интересной наукой само по себе. Как выбрать правильные сущности? Как организовать взаимодействие между ними? Это – создание архитектуры, и есть хорошие книги по этой теме, такие как «Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования» авторов Эрих Гамма, Ричард Хелм, Ральф Джонсон, Джон Влиссидес или «Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений» Гради Буча, а также ещё множество других книг.

Существует более короткий синтаксис для методов в литерале объекта:

Как было показано, мы можем пропустить ключевое слово и просто написать .

Нужно отметить, что эти две записи не полностью эквивалентны

Есть тонкие различия, связанные с наследованием объектов (что будет рассмотрено позже), но на данном этапе изучения это неважно. В большинстве случаев сокращённый синтаксис предпочтителен

Полезные аппаратные функции, которых пока нет

Отсутствие приложений – одна из основных проблем Chrome OS. Вторая проблема – отставание устройств под ее управлением от Windows- и Mac-аналогов в плане технического оснащения. К примеру, биометрическая защита есть пока только в планшете Pixel Slate, вышедшем в октябре 2020 г., и то лишь в виде классического сканера отпечатков пальцев.

Ноутбук Google PixelBook, который умеет лишь трансформироваться в планшет

В хромбуках нет поддержки сотовых сетей четвертого поколения (LTE), нет дисплеев с HDR, и даже хотя бы базовой синхронизации со смартфонами (к примеру, Chrome OS не поддерживает «перехват» звонков со смартфонов». Отсутствуют и другие нужные многим функции – возможность установки дополнительной операционной системы или базовых редакторов аудио и видео. В итоге, перечень того, что умеют хромбуки и хромбоксы (неттопы на базе Chrome OS), окажется значительно короче в сравнении со списком отсутствующих в них возможностей.

В то же время, все те функции, что Google реализовала в Chrome OS, а производители устройств – в своей продукции, не уникальны. Этот минимальный набор есть практически во всех компьютерах и ноутбуках на базе Windows и Mac OS.

Обзор Onenote

OneNote — программа для создания заметок и организации информации. Подходит в качестве аналога обычного блокнота. Есть версии для устройств с ОС Microsoft Windows, macOS, Nokia Belle, Android. Приложение бесплатное, входит в пакет Office 365. Синхронизируется с Word, Excel и Outlook.

Программа подойдёт для всех, кто любит структурировать свои планы, идеи и мысли. Студенты могут планировать свою учёбу, экзамены и сессию, конспектировать лекции и книги, совместно с одногруппниками работать над проектом. Для бизнеса удобен тем, что можно создавать групповые заметки, редактировать документы прямо в приложении, планировать свои встречи и расписывать день. Можно использовать сервис для ведения творческого или личного дневника.

Для использования OneNote необходимо создать учётную запись Microsoft. Онлайн-блокнот позволяет распределить список задач на “Сейчас” (приоритетные), “Потом/отложить”, “Поручено/контроль”. Есть возможности, схожие по функционалу с Word, для форматирования записей. Прямо в программе можно записывать аудио, видео, рисовать или использовать все эти функции для создания одной заметки. Записная книжка не удаляется, а закрывается и хранится в OneDrive: можно возвращаться к старым записям через облако и восстанавливать их. Для мобильной версии есть собственное приложение “Камера” с наличием нескольких пресетов: для обычного фото, документов и снимков с доски. Можно не пользоваться сторонними сканерами, а сохранять любые документы прямо в OneNote. В настройках есть возможность включить “плавающий” значок для создания напоминаний с экрана блокировки. Поддерживается вставка элементов Word, Sway и Excel в версии для ПК. На iPad можно рисовать фломастером, карандашом или маркером, а также подключить стилус. Плагин для браузеров предлагает создавать списки с понравившимися веб-страницами или сохранять нужную страницу в PDF-файле.

JS Tutorial

JS HOMEJS IntroductionJS Where ToJS OutputJS StatementsJS SyntaxJS CommentsJS VariablesJS OperatorsJS ArithmeticJS AssignmentJS Data TypesJS FunctionsJS ObjectsJS EventsJS StringsJS String MethodsJS NumbersJS Number MethodsJS ArraysJS Array MethodsJS Array SortJS Array IterationJS DatesJS Date FormatsJS Date Get MethodsJS Date Set MethodsJS MathJS RandomJS BooleansJS ComparisonsJS ConditionsJS SwitchJS Loop ForJS Loop WhileJS BreakJS Type ConversionJS BitwiseJS RegExpJS ErrorsJS ScopeJS HoistingJS Strict ModeJS this KeywordJS LetJS ConstJS Arrow FunctionJS ClassesJS DebuggingJS Style GuideJS Best PracticesJS MistakesJS PerformanceJS Reserved WordsJS VersionsJS 2009 (ES5)JS 2015 (ES6)JS 2016JS 2017JS JSON

Придумывайте правильные имена

В разговоре о переменных необходимо упомянуть, что есть ещё одна чрезвычайно важная вещь.

Название переменной должно иметь ясный и понятный смысл, говорить о том, какие данные в ней хранятся.

Именование переменных – это один из самых важных и сложных навыков в программировании. Быстрый взгляд на имена переменных может показать, какой код был написан новичком, а какой – опытным разработчиком.

В реальном проекте большая часть времени тратится на изменение и расширение существующей кодовой базы, а не на написание чего-то совершенно нового с нуля. Когда мы возвращаемся к коду после какого-то промежутка времени, гораздо легче найти информацию, которая хорошо размечена. Или, другими словами, когда переменные имеют хорошие имена.

Пожалуйста, потратьте время на обдумывание правильного имени переменной перед её объявлением. Делайте так, и будете вознаграждены.

Несколько хороших правил:

  • Используйте легко читаемые имена, такие как или .
  • Избегайте использования аббревиатур или коротких имён, таких как , , , за исключением тех случаев, когда вы точно знаете, что так нужно.
  • Делайте имена максимально описательными и лаконичными. Примеры плохих имён: и . Такие имена ничего не говорят. Их можно использовать только в том случае, если из контекста кода очевидно, какие данные хранит переменная.
  • Договоритесь с вашей командой об используемых терминах. Если посетитель сайта называется «user», тогда мы должны называть связанные с ним переменные или , а не, к примеру, или .

Звучит просто? Действительно, это так, но на практике для создания описательных и кратких имён переменных зачастую требуется подумать. Действуйте.

Повторно использовать или создавать новую переменную?

И последняя заметка. Есть ленивые программисты, которые вместо объявления новых переменных повторно используют существующие.

В результате их переменные похожи на коробки, в которые люди бросают разные предметы, не меняя на них этикетки. Что сейчас находится внутри коробки? Кто знает? Нам необходимо подойти поближе и проверить.

Такие программисты немного экономят на объявлении переменных, но теряют в десять раз больше при отладке.

Дополнительная переменная – это добро, а не зло.

Современные JavaScript-минификаторы и браузеры оптимизируют код достаточно хорошо, поэтому он не создаёт проблем с производительностью. Использование разных переменных для разных значений может даже помочь движку оптимизировать ваш код.

3, 2 и 1) getCookie(), setCookie(), deleteCookie()

В javascript нет способа нормально работать с cookie без дополнительных функций. Не знаю, кто проектировал , но сделано на редкость убого.

Поэтому следующие функции или их аналоги просто необходимы.

// возвращает cookie если есть или undefined
function getCookie(name) {
	var matches = document.cookie.match(new RegExp(
	  "(?:^|; )" + name.replace(/(\\\/\+^])/g, '\\$1') + "=(*)"
	))
	return matches ? decodeURIComponent(matches) : undefined 
}

// уcтанавливает cookie
function setCookie(name, value, props) {
	props = props || {}
	var exp = props.expires
	if (typeof exp == "number" && exp) {
		var d = new Date()
		d.setTime(d.getTime() + exp*1000)
		exp = props.expires = d
	}
	if(exp && exp.toUTCString) { props.expires = exp.toUTCString() }

	value = encodeURIComponent(value)
	var updatedCookie = name + "=" + value
	for(var propName in props){
		updatedCookie += "; " + propName
		var propValue = props
		if(propValue !== true){ updatedCookie += "=" + propValue }
	}
	document.cookie = updatedCookie

}

// удаляет cookie
function deleteCookie(name) {
	setCookie(name, null, { expires: -1 })
}

Аргументы:

name
название cookie
value
значение cookie (строка)
props
Объект с дополнительными свойствами для установки cookie:

expires
Время истечения cookie. Интерпретируется по-разному, в зависимости от типа:

  • Если число — количество секунд до истечения.
  • Если объект типа Date — точная дата истечения.
  • Если expires в прошлом, то cookie будет удалено.
  • Если expires отсутствует или равно 0, то cookie будет установлено как сессионное и исчезнет при закрытии браузера.
path
Путь для cookie.
domain
Домен для cookie.
secure
Пересылать cookie только по защищенному соединению.

Function Expression в сравнении с Function Declaration

Давайте разберём ключевые отличия Function Declaration от Function Expression.

Во-первых, синтаксис: как определить, что есть что в коде.

  • Function Declaration: функция объявляется отдельной конструкцией «function…» в основном потоке кода.

  • Function Expression: функция, созданная внутри другого выражения или синтаксической конструкции. В данном случае функция создаётся в правой части «выражения присваивания» :

Более тонкое отличие состоит, в том, когда создаётся функция движком JavaScript.

Function Expression создаётся, когда выполнение доходит до него, и затем уже может использоваться.

После того, как поток выполнения достигнет правой части выражения присваивания – с этого момента, функция считается созданной и может быть использована (присвоена переменной, вызвана и т.д. ).

С Function Declaration всё иначе.

Function Declaration можно использовать во всем скрипте (или блоке кода, если функция объявлена в блоке).

Другими словами, когда движок JavaScript готовится выполнять скрипт или блок кода, прежде всего он ищет в нём Function Declaration и создаёт все такие функции. Можно считать этот процесс «стадией инициализации».

И только после того, как все объявления Function Declaration будут обработаны, продолжится выполнение.

В результате, функции, созданные, как Function Declaration могут быть вызваны раньше своих определений.

Например, так будет работать:

Функция была создана, когда движок JavaScript подготавливал скрипт к выполнению, и такая функция видна повсюду в этом скрипте.

…Если бы это было Function Expression, то такой код вызовет ошибку:

Функции, объявленные при помощи Function Expression, создаются тогда, когда выполнение доходит до них. Это случится только на строке, помеченной звёздочкой . Слишком поздно.

Ещё одна важная особенность Function Declaration заключается в их блочной области видимости.

В строгом режиме, когда Function Declaration находится в блоке , функция доступна везде внутри блока. Но не снаружи него.

Для примера давайте представим, что нам нужно создать функцию в зависимости от значения переменной , которое мы получим во время выполнения кода. И затем запланируем использовать её когда-нибудь в будущем.

Такой код, использующий Function Declaration, работать не будет:

Это произошло, так как объявление Function Declaration видимо только внутри блока кода, в котором располагается.

Вот ещё один пример:

Что можно сделать, чтобы была видима снаружи ?

Верным подходом будет воспользоваться функцией, объявленной при помощи Function Expression, и присвоить значение переменной, объявленной снаружи , что обеспечит нам нужную видимость.

Такой код работает, как ожидалось:

Можно упростить этот код ещё сильнее, используя условный оператор :

Когда использовать Function Declaration, а когда Function Expression?

Как правило, если нам понадобилась функция, в первую очередь нужно рассматривать синтаксис Function Declaration, который мы использовали до этого. Он даёт нам больше свободы в том, как мы можем организовывать код. Функции, объявленные таким образом, можно вызывать до их объявления.

Также функции вида чуть более заметны в коде, чем . Function Declaration легче «ловятся глазами».

…Но если Function Declaration нам не подходит по какой-то причине (мы рассмотрели это в примере выше), то можно использовать объявление при помощи Function Expression.

Читайте также:

Квадратные скобки

Для свойств, имена которых состоят из нескольких слов, доступ к значению «через точку» не работает:

JavaScript видит, что мы обращаемся к свойству , а затем идёт непонятное слово . В итоге синтаксическая ошибка.

Точка требует, чтобы ключ был именован по правилам именования переменных. То есть не имел пробелов, не начинался с цифры и не содержал специальные символы, кроме и .

Для таких случаев существует альтернативный способ доступа к свойствам через квадратные скобки. Такой способ сработает с любым именем свойства:

Сейчас всё в порядке

Обратите внимание, что строка в квадратных скобках заключена в кавычки (подойдёт любой тип кавычек)

Квадратные скобки также позволяют обратиться к свойству, имя которого может быть результатом выражения. Например, имя свойства может храниться в переменной:

Здесь переменная может быть вычислена во время выполнения кода или зависеть от пользовательского ввода. После этого мы используем её для доступа к свойству. Это даёт нам большую гибкость.

Пример:

Запись «через точку» такого не позволяет:

Мы можем использовать квадратные скобки в литеральной нотации для создания вычисляемого свойства.

Пример:

Смысл вычисляемого свойства прост: запись означает, что имя свойства необходимо взять из переменной .

И если посетитель введёт слово , то в объекте теперь будет лежать свойство .

По сути, пример выше работает так же, как и следующий пример:

…Но первый пример выглядит лаконичнее.

Мы можем использовать и более сложные выражения в квадратных скобках:

Квадратные скобки дают намного больше возможностей, чем запись через точку. Они позволяют использовать любые имена свойств и переменные, хотя и требуют более громоздких конструкций кода.

Подведём итог: в большинстве случаев, когда имена свойств известны и просты, используется запись через точку. Если же нам нужно что-то более сложное, то мы используем квадратные скобки.

Изучение JavaScript через Java Script It!

Одна из главных причин столь высокой популярности JavaScript среди начинающих веб-программистов — это обладание данным языком программирования, т.н.»низким порогом вхождения». Т.е. для его изучения достаточны базовые знания HTML и языка разметки CSS.

Программа Java Script It! предоставляет инструменты для быстрой вставки в HTML-страницу кодов разнообразных готовых веб-элементов, написанных на JavaScript. Все доступные элементы разбиты на 3 категории:

  1. Апплеты — элементы, выполняющие какую-либо самостоятельную функцию: баннер, анимированный текст, передвигающееся изображение и т.д.
  2. Скрипты — в основном здесь представлены веб-элементы, управляемые пользователем: формы для ввода текста по маске (даты, пароли и т.п.), блоки, позволяющие создавать слайд-шоу с автоматической прокруткой изображений, разнообразные системные кнопки (например, для открытия диалоговых окон для загрузки файлов на сайт).
  3. И DHTML — разнообразные интерактивные элементы, состоящие из HTML-разметки, каскадных таблиц CSS и скриптов JavaScript (например, выпадающие меню или всплывающие окна/формы).

Любой из доступных элементов имеет собственные настройки. Для простоты и удобства их ввода/изменения предусмотрена специальная форма.

Вставка JavaScript-кода посредством программы Java Script It! Выглядит так:

  • Пользователь создает на диске файл с расширением HTM или HTML. Можно использовать и готовый HTML-файл, заполненный каким-либо кодом.
  • Далее выбирается один из доступных веб-элементов, после — заполняется форма с его настройками (например, габаритные размеры, названия пунктов меню и т.д.).
  • Сгенерированный JavaScript-код вставляется в HTML-файл в нужную пользователю позицию (делается это в форме настроек веб-элемента).
  • Готово.

В Java Script It! встроен подключаемый модуль стандартного Windows-браузера Internet Explorer, т.е. результат работы отображается сразу после окончания настройки веб-элемента. Посмотреть результат можно и в любой другом браузере, для чего достаточно открыть в нем созданный/отредактированный HTML-файл.

Если открыть в браузере исходный код HTML-страницы, можно посмотреть и изучить сам JavaScript-код. Здесь же можно и отредактировать его, изменяя различные значения вручную. Таким образом, пользователь сможет получить базовые навыки JavaScript-программирования, а именно — как происходит вставка кода в HTML-документ, какие команды используются для настройки тех или иных свойств веб-элемента и т.д.

Конечно, Java Script It! можно использовать и для заполнения веб-страниц различными активными элементами, но ввиду устаревания программы она больше подходит для ознакомления с азами программирования в JavaScript.

Как работает технология

Теперь нужно разобраться с тем, что такое JavaScript с точки зрения функционирования. Все пользовательские действия в окне браузера создают события, а программирование на JS позволяет обрабатывать их определенным образом.

Стандартный алгоритм работы выглядит следующим образом:

  1. Пользователь выполнил определенное действие.
  2. Браузер определил событие.
  3. Активируется JS-код.
  4. На странице происходит заданное изменение.

Задача программиста заключается в том, чтобы создать обработчики для всех событий, на которые должен реагировать сайт при взаимодействии с пользователем. Для наглядности приведем два примера типичных сценариев.

  1. Пользователь нажимает левую кнопку мыши.
  2. Браузер фиксирует событие onclick.
  3. Активируется функция changePhoto.
  4. В окне просмотра фотографий изменяется изображение.

Если обработчик не внедрен в код, то алгоритм работы будет примерно следующим:

  1. Пользователь совершает клик.
  2. Браузер фиксирует событие onkeydown.
  3. Для его обработки нет специального JS-кода.
  4. После клика ничего не происходит.

Нужно отметить, что программирование не всегда привязывается к активным действиям пользователя. К примеру, JavaScript-код может срабатывать при полной загрузке страницы или после определенного времени нахождения на сайте. Эти возможности активно используются для создания всплывающих Pop-up элементов и чатов.

Юзабилити

Итого

  • Функции – это значения. Они могут быть присвоены, скопированы или объявлены в другом месте кода.
  • Если функция объявлена как отдельная инструкция в основном потоке кода, то это Function Declaration.
  • Если функция была создана как часть выражения, то считается, что эта функция объявлена при помощи Function Expression.
  • Function Declaration обрабатываются перед выполнением блока кода. Они видны во всём блоке.
  • Функции, объявленные при помощи Function Expression, создаются, только когда поток выполнения достигает их.

В большинстве случаев, когда нам нужно создать функцию, предпочтительно использовать Function Declaration, т.к. функция будет видима до своего объявления в коде. Это позволяет более гибко организовывать код, и улучшает его читаемость.

Таким образом, мы должны прибегать к объявлению функций при помощи Function Expression в случае, когда синтаксис Function Declaration не подходит для нашей задачи. Мы рассмотрели несколько таких примеров в этой главе, и рассмотрим их ещё больше в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector