«рыбья кость»: простой способ найти решение проблемы

Как сделать диаграмму ishikawa в Excel

Теперь давайте выйдем из теоретического поля и перейдем к практической части. Если вы хотите сделать Лист диаграммы Ишкавы в Excel, вам нужно будет выполнить некоторые важные шаги, чтобы иметь хорошую эффективность в его использовании:

Step 1 — определение проблемы, которую хочет решить ваш бизнес

Важно, чтобы вы использовали только одну проблему за раз на диаграмме Ишикавы. Кроме того, при написании проблемы на листе, не используйте неопределенные слова или большие предложения, объективны и пунктуальны:

Диаграмма ishikawa — проблема малое участие в блоге

Диаграмма ishikawa — проблема малое участие в блоге

Шаг 2 — укажите причины, которые могут вызвать эту проблему.

Здесь вам нужно будет указать все причины, которые могут вызвать эту проблему.

Диаграмма ишикава — причины для небольшого участия в блоге

Важным моментом является разграничение заметок по каждой из этих причин, с тем чтобы выяснить, какие из них являются наиболее важными, и которые влияют более прямым образом на рассматриваемую проблему

Шаг 3 — Сделайте диаграмму рыбной кости

Если вы хорошо изучили причины, у вас может быть прекрасный вид на схему вашего рыбьего пояса:

диаграмма ишикавы — визуализация диаграммы рыбы

Это представление — простой способ проанализировать, какие элементы релевантны, а какие нет.

Шаг 4 — Создайте действия для решения наиболее важных причин

Теперь процесс очень прост, вам нужно создать планы действий для устранения или улучшения способа возникновения возникающих причин. Для этого первым шагом является создание этих мероприятий и регистрация ответственной команды для выполнения этого действия.

Диаграмма Ишикавы — планы действий по сокращению причин проблемы

Таким образом, вы можете создавать и контролировать проблемы, их причины и действия, необходимые для улучшения управления вашим бизнесом с помощью диаграммы Excel ishikawa.

Управление сроками – определение продолжительности. Курс по управлению проектами, часть 16

Использование метода

Пример готовой диаграммы

Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».

  • Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
  • Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
  • Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
  • После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.

Размещайте проблемные факторы, по степени их значимости, т. е. основные ближе к хребту, постепенно удаляясь. Таким образом будет наглядно видно, над какой проблемой стоит задуматься в первую очередь, а какие моменты можно отставить на второй план.

Этапы работы с диаграммой Исикавы

Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:

  • Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат
  • Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам
  • Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов
  • Анализ полученной структуры
  • Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно
  • Опущение малозначимых причин и факторов

Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.

Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.
Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления. Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Правила построения диаграммы Исикавы

Для того, чтобы работа была продуктивной и реально помогла в решении проблемных вопросов, следует придерживаться некоторых рекомендаций при построении диаграммы.

  1. Каждый сотрудник, принимающий участие в построении схемы, должен иметь чёткое представление о проблеме, которая требует решения. Для этого, проблемный вопрос должен быть выбран единогласно. Иногда начальство уже знает вектор, в направлении которого нужно думать, в таком случае проблемную ситуацию сообщает руководитель.
  2. Для удобства и наглядности каждый заголовок нужно заключать в рамку. Так границы будут чётко разграничены, что исключит возможную путаницу и недопонимание.
  3. Даже самый незначительный факт должен быть отмечен в диаграмме, иногда мелочи недооценивают, а они имеют решающее значение.
  4. Желательно указывать под диаграммой или в стороне каждого учувствовавшего в её создании человека, кроме того обозначается дата составления, наименование предприятия и прочие заметки, по желанию руководителя.
  5. Главенствующую проблему, т. е. основной блок, нужно расположить с правой стороны листа, и уже в левую сторону вести «хребет» и блоки с причинами.
  6. После определения того или иного проблемного факта, нужно обязательно задавать вопрос: «Почему?», чтобы определить, почему этот фактор возник, есть ли пути его устранения.
  7. Формулировки должны быть краткими, но полностью раскрывающими суть явления. Старайтесь избегать сложных синтаксических конструкций, они будут сильно усложнять восприятие. Кроме того, они громоздки, схема будет выглядеть смазано и неаккуратно.

Области применения Диаграммы Исикавы

  • Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы;
  • Для анализа и структурирования процессов на предприятии;
  • Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей;
  • Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при «мозговой атаке».

Преимущества метода:

  1. помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы;
  2. хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы;
  3. позволяет группировать причины в самостоятельные категории;
  4. сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков,
  5. хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания;
  6. является легко осваиваемым и применимым.

Недостатки:

  • для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным;
  • нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом;
  • нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости.

Правила проведения

1) определяем цель;

2) участвуют в обсуждении все участники команды;

3) рекомендуется исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами;

4) должна быть командная работа в развитии, каких – либо высказанных мыслей членам команды;

5) участники не должны ощущать страх в высказывании своих идей;

6) критика не допустима, все идеи записываются, ни одна идея сразу не отвергается;

7) предложения не ограничиваются только факторами, относящимися к деятельности говорящего;

8) членов команды следует поощрять для раскрытия творческого потенциала;

9) лицам руководящего состава не рекомендуется высказываться первыми;

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Теоретическая часть

Причинно-следственная
диаграмма (Cause
and
effect
diagram)
применяется, как правило, при анализе
дефектов, приводящих к наибольшим
потерям.

Она позволяет
выявить причины таких дефектов и
сосредоточиться на устранении этих
причин. При этом анализируются четыре
основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ.

При
анализе факторов выявляются вторичные,
а может быть и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие
устранению. Поэтому для анализа дефектов
и построения диаграммы необходимо
определить максимальное число причин,
которые могут иметь отношение к допущенным
дефектам.

Она
состоит из показателя качества,
характеризующего результат и факторных
показателей (рис.1).

Рис.1. Структура
диаграммы причин и результатов

Такую
диаграмму в виде «рыбьего скелета»
предложил японский ученый К. Исикава.
Ее называют также «ветвистой схемой
характерных факторов», а иногда диаграммой
«четыре М» — по составу четырех основных
факторов: Man,
Method,
Material,
Machine.
Диаграмма выявляет отношение между
показателями и воздействующими на них
факторами. Сначала формулируется
проблема или дефект качества. Это «голова
рыбы». Четыре основных фактора анализа
– это «большие кости скелета». Для
каждого фактора на диаграмму наносят
вероятные причины дефектов – это
«ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости
рыбьего скелета» (рис.2).

Рис.2.
Диаграмма Исикавы.

Построение
диаграмм включает следующие этапы:

Этап
1.
Определяется
показатель качества, т.е. тот результат,
которого нужно достичь.

Этап
2.
Выбранный
показатель качества помещается в
середине правого края чистого листа
бумаги. Слева направо проводится прямая
линия («хребет»), а показатель заключается
в прямоугольник. Далее пишутся главные
причины, которые влияют на показатель
качества. Они заключаются в прямоугольники
и соединяются с «хребтом» стрелками в
виде «больших костей хребта» (главных
причин).

Этап
3.
Пишутся
(вторичные) причины, влияющие на главные
причины («большие кости»). Они располагаются
в виде «средних костей», примыкающих к
«большим». Записываются причины
третичного порядка, которые влияют на
вторичные причины. Их располагают в
виде «мелких костей», примыкающих к
«средним».

Этап
4.
Причины
(факторы) ранжируются по их значимости,
используя для этого диаграмму Парето.
Выделяются особо важные причины, которые
предположительно оказывают наибольшее
влияние на показатель качества.

Этап
5.
На диаграмму
наносится вся необходимая информация:
название; наименование изделия, процесса
или группы процессов; имена участников
процесса; дата и т.д.

Рис.
3. Принцип построения диаграммы Исикавы.

Рис.
4. Схема Исикавы с оценками значимости
факторов.

Из
диаграммы следуют наиболее значимые
факторы в соответствии с числом
концентрических колец на стрелках-факторах.
Ими являются: консистенция клея (4
кольца), деформация демпфера (3 кольца)
и невнимательность (небрежность)
исполнителей-сборщиков (3 кольца).

Рис.5.
Причинно-следственная диаграмма для
выявления причин
неудовлетворенности
потребителя.

В
качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены
диаграммы Исикавы для контроля качества
продукции и качества подготовки
специалистов.

Рис.
6. Факторы, влияющие на качество продукции.

Систему факторов
качественного обучения в вузе можно
представить с помощью диаграммы Исикавы
(рис.7).

Рис.7.
Факторы, в наибольшей степени влияющие
на качество подготовки специалистов

Очень часто в определённых жизненных обстоятельствах человек не может найти ответы на те или иные вопросы, возникающие в его жизни. Каждый мыслящий член общества должен уметь анализировать ситуации, находить причинно-следственные связи для того, чтобы разобраться в своём внутреннем мире. Для того, чтобы упростить эти поиски можно воспользоваться построением диаграммы Исикавы.

Обратная мозговая атака

«Обратная мозговая атака».

Теневая мозговая атака

План действий

  1. Объявить участникам очередность выступлений.
  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – «Выдвижение идей»).
  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
  5. Критика отобранных идей (этап – «Критика идей»).
  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – «Защита идей»).
  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
  8. Реализация решений.

Правила проведения совещания

  1. Высказываться по проблеме должны все.
  2. Порядок выступлений – от «юнги » до «капитана «, от младшего к старшему.
  3. Вопросы задает только «капитан».
  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды «капитана».
  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
  6. Итог работы подводит «капитан»

Достоинства и недостатки

Источники информации:

  1. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. — Рига: Знание, 1977.
  2. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. — М.: Мир, 1973. ММК.

Метод фокальных объектов

План действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Достоинства

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объектСлучайные объектыХарактерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995.

Для чего нужна диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы является одним из основных инструментов, которые используются для измерения, оценки, контроля и усовершенствования качества производственных процессов и вместе с диаграммой рассеяния, стратификацией, контрольным листом, гистограммой, диаграммой Парето и контрольной картой входит в список «семи инструментов контроля качества».

Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации, а также предупредить возникновение нежелательных факторов и причин. Как и остальные инструменты качества, диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов. В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на её качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению. Однако если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций в жизни и работе может любой человек.

Что такое диаграмма Исикавы?

В $1952$ году (встречаются данные, что в $1943$ году) профессор Токийского университета, родоначальник японской школы менеджмента, Каору Исикава, разработал инструмент, при помощи которого можно провести анализ логических связей между результатом работы и различными факторами. Графическая диаграмма причинно-следственных связей имеет вид «рыбьего скелета», или «рыбьей кости». Используется при непрерывном совершенствовании имеющегося производства или разработке новой продукции.

Пример 1

Например, если изменения процесса приводят к постоянно положительному результату, то этот процесс нужно принять за стандартный, пока не придет следующий цикл улучшения для данного процесса. С его наступлением проверяют новую версию и принимают уже этот процесс за стандартный.

Разработал и внедрил на производстве кружки качества.

Возможности диаграммы Исикавы:

  1. Позволяет учесть все факторы, влияющие на результат, которым может быть услуга, изделие, завершенная работа, объект изучения.
  2. Позволяет выяснить причины появления дефектов в изделиях, или причины возникновения каких-либо проблем на предприятии.

Диаграмма Исикавы имеет ряд преимуществ:

  • наглядно показывает связь между результатом и его причинами,
  • позволяет анализировать цепочку факторов, которые воздействовали на проблему.

Правила построения графической модели

Каору Ишикава советует соблюдать определенные правила при формировании графической модели проблемной ситуации:

  1. Все сотрудники, принимающие участие в дискуссии, должны быть осведомлены о факте наличия проблемы. Озвучить проблему может начальник или же сотрудники сами могут высказать мнения по поводу низкого качества продукции.
  2. На «рыбий скелет» заносятся формулировки в виде кратких записей, чтобы не усложнять восприятие сложными предложениями.
  3. На листе отмечаются абсолютно все факторы, даже самые незначительные. Иногда именно малозначительный факт оказывается корневой причиной проблемы.
  4. После выдвижения того или иного негативного фактора, сотрудники высказывают причины его возникновения и предлагают способы его устранения.
  5. При необходимости на ответвлениях второго уровня в схеме можно фиксировать не только негативные факторы, но и те, которые положительно сказываются на производстве. Разделить их можно с помощью разного цвета линий.

Теоретическая часть

Причинно-следственная
диаграмма (Cause
and
effect
diagram)
применяется, как правило, при анализе
дефектов, приводящих к наибольшим
потерям.

Она позволяет
выявить причины таких дефектов и
сосредоточиться на устранении этих
причин. При этом анализируются четыре
основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ.

При
анализе факторов выявляются вторичные,
а может быть и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие
устранению. Поэтому для анализа дефектов
и построения диаграммы необходимо
определить максимальное число причин,
которые могут иметь отношение к допущенным
дефектам.

Она
состоит из показателя качества,
характеризующего результат и факторных
показателей (рис.1).

Рис.1. Структура
диаграммы причин и результатов

Такую
диаграмму в виде «рыбьего скелета»
предложил японский ученый К. Исикава.
Ее называют также «ветвистой схемой
характерных факторов», а иногда диаграммой
«четыре М» — по составу четырех основных
факторов: Man,
Method,
Material,
Machine.
Диаграмма выявляет отношение между
показателями и воздействующими на них
факторами. Сначала формулируется
проблема или дефект качества. Это «голова
рыбы». Четыре основных фактора анализа
– это «большие кости скелета». Для
каждого фактора на диаграмму наносят
вероятные причины дефектов – это
«ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости
рыбьего скелета» (рис.2).

Рис.2.
Диаграмма Исикавы.

Построение
диаграмм включает следующие этапы:

Этап
1.
Определяется
показатель качества, т.е. тот результат,
которого нужно достичь.

Этап
2.
Выбранный
показатель качества помещается в
середине правого края чистого листа
бумаги. Слева направо проводится прямая
линия («хребет»), а показатель заключается
в прямоугольник. Далее пишутся главные
причины, которые влияют на показатель
качества. Они заключаются в прямоугольники
и соединяются с «хребтом» стрелками в
виде «больших костей хребта» (главных
причин).

Этап
3.
Пишутся
(вторичные) причины, влияющие на главные
причины («большие кости»). Они располагаются
в виде «средних костей», примыкающих к
«большим». Записываются причины
третичного порядка, которые влияют на
вторичные причины. Их располагают в
виде «мелких костей», примыкающих к
«средним».

Этап
4.
Причины
(факторы) ранжируются по их значимости,
используя для этого диаграмму Парето.
Выделяются особо важные причины, которые
предположительно оказывают наибольшее
влияние на показатель качества.

Этап
5.
На диаграмму
наносится вся необходимая информация:
название; наименование изделия, процесса
или группы процессов; имена участников
процесса; дата и т.д.

Принцип построения
диаграммы показан на рис. 3.

Рис.
3. Принцип построения диаграммы Исикавы.

При
структурировании схемы на уровне
первичных стрелок факторов во многих
реальных ситуациях можно воспользоваться
предложенным самим Исикавой правилом
«пяти М». Оно состоит в том, что в общем
случае существуют следующие пять
возможных причин тех или иных результатов:
материалы, машины, технология (методы),
измерения, люди. Все эти слова по-английски
начинаются с буквы «М»: Material,
Machine,
Method,
Measurement,
Man,
откуда и пошло название данного правила.
На рис. 4 показан результат определения
группой из 5 человек относительной
значимости факторов, вызывающих
несоответствие стандарту качества
динамика акустической колонки.

Рис.
4. Схема Исикавы с оценками значимости
факторов.

Из
диаграммы следуют наиболее значимые
факторы в соответствии с числом
концентрических колец на стрелках-факторах.
Ими являются: консистенция клея (4
кольца), деформация демпфера (3 кольца)
и невнимательность (небрежность)
исполнителей-сборщиков (3 кольца).

На рис. 5 приведены
для примера важнейшие возможные причины,
влияющие на результат неудовлетворенности
потребителя (следствия).

Рис.5.
Причинно-следственная диаграмма для
выявления причин
неудовлетворенности
потребителя.

В
качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены
диаграммы Исикавы для контроля качества
продукции и качества подготовки
специалистов.

Рис.
6. Факторы, влияющие на качество продукции.

Систему факторов
качественного обучения в вузе можно
представить с помощью диаграммы Исикавы
(рис.7).

Рис.7.
Факторы, в наибольшей степени влияющие
на качество подготовки специалистов

HTML Примеры

Пример графической схемы японского ученого

На производстве примером диаграммы Исикавы может быть построение графической схемы для выявления причин неравномерной толщины покрытия металлических деталей.

Рис. 6. – Пример причинно-следственной диаграммы Исикавы для выявления причин неравномерного покрытия металлических деталей

На предприятии обнаружилась проблема: металлические детали имели неравномерное покрытие. В ходе мозгового штурма сформулированы 5 блоков причин этой проблемы: человеческий фактор, производственные механизмы, исходные материалы, методы работы, контроль выполнения работ.

Наиболее существенные причины, которые следует устранить в первую очередь, выделены на схеме красным цветом.

В заключение

Диаграмма Исикавы может быть использована, прежде всего, при управлении качеством продукции. Помимо этого, она может применяться при проектировании новых товаров, модернизации производственных процессов и в других случаях. Она может строиться и одним человеком, и группой лиц по предварительному обсуждению. В результате использования данного инструмента в своей деятельности предприятие получает возможность в достаточно простой форме систематизировать причины рассматриваемой проблемы-следствия, при этом провести отбор наиболее важных и выделить среди них приоритетные путем ранжирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector